Турция: Алгоритм мероприятий российских компаний по преодолению технических барьеров в торговле

При наличии решения выйти на зарубежный рынок необходимо принимать во внимание вероятное присутствие торговых преград для экспортируемого товара в стране назначения. Предлагаемый алгоритм действий состоит из следующих шагов.

Получение единой информации о барьерах

Потенциальному экспортеру имеет смысл первоначально найти информацию о преградах в отношении определенной продукции и конкретной стране назначения, размещенной на сайтах, содействующих развитию международной торговли.
Источником сведений также могли бы послужить материалы, подготовленные торговыми офисами России и располагаются на Вэб-сайте внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. Эта информация изложена в жанре бизнес навигаторов по странам, где находятся торгпредства РФ, и содержат:

  • краткую оценку коммерческого климата государства назначения, включая специфические черты ведения бизнеса, включая культурные моменты и бизнес обычаи;
  • советы для компаний экспортеров, в том числе сведения о охране их прав и о способах проверки деловой репутации потенциального партнера в государстве назначения;
  • обозрение нормативной базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования ВЭД в стране назначения;
  • список основных дистрибьюторов разных видов продукции;
  • контакты торговых представительств РФ;

Выяснение вероятных ограничений на ввоз

Компания экспортер должен выяснить, не включена ли его продукция в перечень запретов на ввоз в государстве покупателя. В случае, если не попадает, компания экспортер в Турцию должен проработать вопрос наличия в стране покупателя ограничений на импорт, которые потребуют оформления разрешения на импорт от органа, уполномоченного правительством государства назначения.
Кроме того, в отдельных государствах необходимо осуществить регистрацию on-line импортера, как правило, на Сайте уполномоченной службы.
В отношении пищевых продуктов необходимо обратить пристальное внимание на возможность ограничения «по религиозным и культурным причинам», например («харамные» продукты). К таким запрещенным продуктам могут относиться в первую очередь: свинина; кровь; мясо хищных животных; мясо животных, убитых определенным способом; продукция, состоящие из всего вышеперечисленного.

Поиск компаньона, который станет уполномоченного лица российского изготовителя

Если нет запрета на ввоз, потенциальномуэкспортеру необходимо найти стабильного компаньона в государстве назначения (зарубежного представителя), что обеспечивает 90% положительного исхода. Этот факт подтверждают беседы со специалистами отечественных компаний, которые успешно завершили вывод своей продукции на иностранные рынки. Зачастую наличие в сделке местного партнера в стране покупателя будет непременным обстоятельством импорта и условием проведения оценки соответствия нормам качества.
В развитых странах доступен перечень доверенных импортеров, с которым рекомендуется ознакомиться российскому экспортеру перед началом экспортных процедур.
В любом случае, зарубежный партнер должен обладать солидной деловой репутацией. В почти во всех странах существуют специальные компании, которые оценивают бизнес-репутацию импортеров, и обнародующие проанализированные сведения. Целесообразно рассмотреть возможность использования подобных агентств. Информация о них обычно приведена в бюллетенях торгпредств нашей страны.

Анализа перечня обязательных требований к вывозимому товару

Экспортер должен разобраться, распространяется ли на экспортируемый товар действие технических регламентов на продукты питания государства назначения. Чаще всего, в стране покупателя установлен реестр «товаров, подлежащих регулированию», к которым предъявляются обязательные требования международных стандартов страны покупателя.
Еще один вариант получения информации это обращение экспортера в информационный центр России по сертификации в торговле.

Получение информации об обязательных требованиях и изучение этих условий

Когда продукция экспортера находится в указанном Списке, российский экспортер должен разобраться, какие требования предъявляются к его продукции в стране покупателя.
Зачастую, технические регламенты в государствах — членах ВТО обязаны быть широкодоступны. Однако тексты этих документов можно получить только на языке страны назначения.
Исследование систем стандартизации зарубежных государств указывает, что достаточно часто тексты национальных стандартов необходимо покупать (обычно, на Интернет-сайте национального органа по стандартизации). В этом случае потребуется помощь партнера.
При наличии информации, что технические регламенты в государстве покупателя оказываются жестче, чем регламенты, действующие в Российской Федерации, придется выяснять, есть ли возможность реализовать соблюдение обязательных требований. Если нет, уместно рассмотреть вопрос изменении страны назначения.

Выяснение формы оценки соответствия, в отношении продукции

В случае, если вывозимая продукция относится к «регулируемым товарам», прописанных в Список, следует выяснить, какие процедуры проведения оценки соответствия обязательно провести по отношению к поставляемой продукции.
Как правило, в стране назначения для поставляемой продукции предусматриваются нижеследующие формы проведения оценки соответствия:

  • прямая сертификация или декларирование соответствия;
  • инспекторская проверка;
  • включение в реестр;

Экспортер обязан учесть, что между нашей страной и иностранными государствами в большинстве случаев отсутствуют протоколы о взаимном признании стандартов соответствия. Из этого можно сделать вывод, что документ об проведении оценки соответствия, то есть (сертификат соответствия), оформленный экспортером в рамках ЕАЭС, будет неприменим в государстве назначения.

Подготовка документации необходимой, для работ по проведению оценки соответствиястандартам

Как правило, заявителем на выполнение процедуры оценки соответствия выступает фирма — импортер. Разумеется, что при варианте экспорта из России заявителем выступит компания-импортер экспортера из России. При проведении работ по оценке соответствия заявитель должен иметь письмо экспортера, для подтверждения легитимности.
По результатам декларирования соответствия тоже предусматривается нанесение соответствующего знака или надписи в составе маркировки товара.
Немалую помощь в проведении процедур по оценке соответствия (сертификации) оказывают иностранные фирмы, которые специализируются на подобных сервисах, у которых есть представительства в нашей страны.

По материалам таможенного портала https://www.russianca.ru/export-to-turkey/