Китай: Порядок мероприятий российских компаний желающих преодолеть торговые преграды в торговле

При наличии решения выйти на внешний рынок необходимо принимать к сведению возможное существование различных барьеров для экспортируемого товара в стране покупателя. Рекомендуемый порядок действий складывается из следующих шагов.

Сбор единой информации о барьерах

Потенциальному экспортеру целесообразно вначале изучить информацию о преградах применительно к определенному товару и определенной стране покупателя, размещенной на вебсайтах, содействующих развитию международной торговли с Китаем.
Источником данных также могут служить материалы, которые подготовлены торговыми представительствами Российской Федерации и располагаются на сайте внешнеэкономической информации Минэкономразвития России. Эта информация изложена в стиле путеводителей для бизнеса по странам, где расположены торговые представительства России, и включают в себя:

  • краткую характеристику бизнес климата страны покупателя, включая специфические черты ведения предпринимательства, в том числе культурные моменты и деловые обычаи;
  • советы для компаний экспортеров, включая информацию о защите их прав и о возможностях проверки деловой репутации потенциального компаньона в стране назначения;
  • обзор правовой базы и мер предпринимаемых в области национального регулирования ВЭД в государстве назначения;
  • список наиболее крупных дистрибьюторов различных видов продукции;
  • контакты торговых представительств Российской Федерации;

Впрочем, нужно иметь в виду, что данные этого типа подходят только для начального ознакомления с порядком промышленного регулирования страны покупателя. Помимо этого, путеводители разработаны с исключениями и зачастую не актуализируются. Информация о правилах импортно-экспортных операций обычно можно найти на Портале таможни государства назначения.

Выяснение вероятных ограничений на импорт

Компания экспортер должен узнать, не включена ли его продукция в перечень запретов на ввоз в государстве назначения. Если нет, экспортер должен выяснить, существует ли в стране назначения ограничений на ввоз, которые потребуют получения разрешения на импорт от ведомства, уполномоченного руководством страны назначения.
Помимо этого, в некоторых странах требуется осуществить оформление on-line импортера, обычно, на Интернет-сайте уполномоченного органа.
Применительно к пищевым продуктам необходимо уделить внимание на вероятность запрета «по религиозным или культурным причинам», к примеру (продукты по требованиям Халяль). Так же к запрещенным продуктам относятся в первую очередь: мясо определенных животных; некоторые органы животных; мясо хищных птиц; алкоголь; продукция, состоящие из всего перечисленного выше.

Подбор компаньона, который станет выступать в качестве коммерческого агента российского экспортера

Если нет запрета на импорт, российскомуэкспортеру необходимо подыскать проверенного компаньона в стране назначения (зарубежного представителя), это обеспечивает основную часть успеха. Об этом факте свидетельствуют интервью со специалистами российских компаний, которые удачно вывели свою продукцию на заграничные рынки. Достаточно часто присутствие в сделке такого партнера в стране покупателя является непременным условием импорта и условием выполнения оценки соответствия стандартам качества.
Во многих странах доступен список доверенных контрагентов, с которым рекомендуется ознакомиться российской компании прежде чем начать экспортные операции.
В любом случае, иностранный компаньон должен иметь надежную деловуюрепутацию. В почти во всех странах существуют специальные компании, оценивающие бизнес-репутацию импортеров, и обнародующие полученные данные. Целесообразно изучить возможность использования подобных агентств. Информация о них обычно публикуется в на сайтах торгпредств РФ.

Изучения списка необходимых требований к вывозимому товару

Экспортер должен разобраться, распространяется ли на экспортируемый товар действие обязательных стандартов государства назначения. Как правило, в государстве покупателя установлен реестр «товаров, подлежащих регулированию», к которым предъявляются установленные требования международных стандартов государства назначения.
Данные о Списке можно найти на Портале национального органа по техническому регулированию государства назначения. Информацию об адресе Вэб-сайта государственного органа по стандартизации целесообразно зайти на вебсайт Росстандарта или на портал международной организации по разработке стандартов ИСО.
Дополнительный вариант получения данных это обращение экспортера в Российский информационный центр по сертификации в международной торговле.

Поиск информации об обязательных условиях и анализ этих требований

Когда продукция экспортера находится в указанном Списке, российский экспортер должен разобраться, какие требования предъявляются к его продукции в государстве назначения.
В основном, обязательные стандарты в странах — членах WTO обязаны быть широкодоступны. Но тексты этих документов могут быть доступны только на местном языке.
Исследование систем стандартизации иностранных государств показывает, что достаточно часто тексты национальных стандартов требуется приобретать (обычно, на Интернет-портале национального органа по стандартизации). В таком случае потребуется участие иностранного контрагента.
При наличии информации, что стандарты в государстве назначения являются жестче, чем стандарты, принятые в РФ, необходимо установить, можно ли обеспечить соблюдение этих требований. В случае отрицательного ответа, целесообразно подумать о смене страны назначения.

Определение вариантов проведения оценки соответствия, в отношении продукции

В случае, если экспортируемая продукция имеет отношение к «регулируемым товарам», внесенных в Реестр, следует выяснить, какие процедуры проведения оценки соответствия необходимо осуществить в отношении импортируемой продукции.
Как правило, в стране покупателя для импортируемой продукции предусматриваются нижеследующие процедуры оценки соответствия:

  • сертификация или заявление соответствия;
  • инспекторская проверка;
  • регистрация;

Потенциальный экспортер обязан принять в расчет, что между нашей страной и иностранными государствами в большинстве случаев не заключены протоколы о взаимном признании стандартов соответствия. Из этого можно сделать вывод, что сертификат об проведении оценки соответствия, а именно (сертификат соответствия), оформленный компанией-экспортером в рамках ЕАЭС, не будет признан в государстве покупателя.

Сбор документации необходимой, для работ по проведению оценки соответствиярегламентам

Как правило, компанией, подающей заявку на выполнение процедуры оценки соответствия является компания — ответственная за ввоз. Разумеется, что при варианте российского экспорта заявителем будет компания-импортер экспортера из России. При проведении работ по оценке соответствия компания-партнер должна иметь письмо компании ответственной за ввоз, для подтверждения легитимности.
В случае успешной сертификации, как правило, в иностранных государствах не только оформляется сертификат соответствия, выдается лицензия на применение символа соответствия, что необходимо учитывать при формировании необходимой маркировки товара.
По результатам декларирования соответствия также обязательно нанесение соответствующего знака или надписи в составе необходимой информации о товаре.
Немалую помощь в проведении процедур по оценке соответствия (сертификации) могут оказать зарубежные компании, оказывающие подобные услуги, у которых есть представительства в Российской Федерации.

По информации таможенного портала ЦТО